Российское судостроение XVI – середины XVIII веков

В первой половине XVI в. Московское государство начинает борьбу за возвращение своих исконных земель на западе, упорно пробиваясь у морям. В 1572 – 1577 г. войскам Ивана IV (Грозного) удалось освободить от гнева Ливонского ордена русские земли в Прибалтике – но, увы, ненадолго. В то же время Россия, до конца одолев монголов и присоединив к себе Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Ногайскую орду и земли башкир, завладела волжским речным путём с выходом в Каспийское море.

Оторванные от балтийских берегов московиты начинают создавать своё торговый флот на Волге. В 1636 г. в Нижнем Новгороде был построен первый русский корабль «Фредерик» длиной 36,5 м, шириной 12 м и осадкой 2,1 м. Корабль европейского образца имел плоское днище, трёхмачтовое парусное вооружение и 24 больших галерных весла. На борту корабля во время первого плавания находилось около 80 человек. Для защиты от нападения на судно было установлено несколько пушек. Корабль «Фредерик» ходил с посольством в Персию, и появление столь необычного для каспийских вод судна сильно поразило очевидцев. К сожалению, век «Фредерика» оказался недолгим: во время шторма он потерпел аварию и был выброшен на берег в районе Дербента.

В 1668 г. Русь делает первый шаг к созданию регулярного военно-морского флота. На реке Оке в селе Дединово был спущен на воду большой фрегат «Орёл» длиной по ватерлинии 24,5 м, шириной 6,5 м и осадкой 1,5 м. В отличие от «Фредерика» это судно не имело гребных вёсел и являлось парусным военным кораблём, построенным в России. Двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями (шестифунтовыми пушками). На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте – косой. Одновременно с «Орлом» было построено несколько мелких судов (бот, яхта и две шнявы), предназначавшиеся для охраны торговых караванов. Поплавав пару лет по Волге и Каспию, «Орёл» был захвачен казаками Стеньки Разина. Он не был сожжён в Астрахани вместе с остальной южной флотилией, как это предполагалось раньше. Восставшие загнали его в протоку Кутум, где он простоял многие годы, пока не пришёл в ветхость.

Во времена «Фредерика» и «Орла» казаки имели собственный лёгкий флот – запорожские «чайки» и донские струги. Это были сравнительно небольшие суда длиной до 20 и шириной до 4 метров. Они оснащались 20-40 гребковыми вёслами и одним прямым парусом, поднимавшимся на съёмной мачте только при попутном ветре. Рулевые вёсла на носу и корме, одинаково заострённых, позволяли судну легко маневрировать в узких протоках. «Чайки» не нуждались в киле, и у них отсутствовала палуба. Корпус был разделён на части перегородками (парапетами). Основанием корпуса служил выдолбленный древесный ствол, который сверху смолили и обвешивали жгутами из камыша, защищавшими судно от стрел. (Однодеревый корпус струга имел доски-набои и оковывался железом).

«Чайка» принимала на борт до 70 человек, но, чтобы сохранить свою быстроходность, вооружалась лишь четырьмя-пятью лёгкими пушками – фальконетами. Большие галеры турок, чьи порты были основной целью казацких набегов, не могли устоять против «чаек» и терпели поражение за поражением. Пользуясь тем, что «чайки» и струги были практически незаметны при плохой видимости, казаки в сумерках тихо подплывали к суднам противника, а затем стремительно шли на абордаж, просто ошарашивая врага своим внезапным появлением и не давая ему времени использовать мощную артиллерию. Столь же быстро они и ретировались, «разлетаясь» в разные стороны, из-за чего их трудно было преследовать. Быстроходность лёгких «чаек» плюс особая тактика ведения боя делали казаков непобедимыми. Вот лишь один тому пример. В 1637 г. (почти за 60 лет до походов Петра I) казаки взяли турецкую крепость Азов и удерживали её целых пять лет. Только после решительного отказа царя Михаила Фёдоровича принять Азов в своё владение, казаки, до основания разрушив крепость, вернулись на Дон.

Настоящим началом регулярного военно-морского флота Руси стала эпоха царствования Петра I Великого. Осенью 1696 г. по настоянию Петра Боярская дума выносит вердикт «Морским судам быть». Одного вердикта оказалось мало – нужны были крупные денежные средства. Так, расходы на постройку, оснастку и вооружение только одного корабля составляли огромную по тем временам сумму – 10 тысяч рублей. Флот порешили строить «всем миром». И дума выносит резолюцию о создании «кумпанств» - судостроительных компаний. Согласно этому все владельцы имений, объединив свои усилия, должны были за каждые десять тысяч крестьянских дворов предоставить казне один пригодный для плавания корабль. Естественно, в таких условиях создать по-настоящему боевые корабли, обладавшие хорошими мореходными качествами, было практически невозможно. Через три года, осмотрев суда Петр I признал боеспособными только девять из пятнадцати выстроенных кораблей. Да и те, увы, нуждались в значительных переделках.

Приступив к созданию регулярного военного флота, Петр вводит следующие ранги российских судов:

  • корабли – длиной от 40 до 55 м с тремя мачтами и вооружением от 44 до 90 орудий;
  • фрегаты – длиной до 35 м, трёхмачтовые, с 28 – 44 пушками;
  • шнявы – длиной 25 – 35 м, двухмачтовые, с 10 – 18 пушками;
  • прамы – плоскодонные суда, вооружённые 16-, 18- и 20-фунтовыми орудиями;
  • флейты – грузовые суда с тремя мачтами, имевшие от 2 до 8 пушек.

Первые «серьёзные» военные суда были построены под непосредственным руководством Петра. 19 ноября 1698 г. при его участии на Воронежской верфи был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» длиной 36 м и шириной 9,4 м. «Предестинация» стала первым кораблём петровской эпохи, построенным «по английской методе». Её корпус имел строго выверенные пропорции и плавные обводы, присущие кораблям северной Европы. Однако Пётр вводит в конструкцию судна и ряд собственных интересных усовершенствований. Одним из них стала принципиально новая килевая система: киль на «Предестинации» собирался из двух частей, благодаря чему при повреждении нижней части судна кго корпус не терял герметичности.

Вооружение «Предестинации» состояло из двадцати шести 16-фунтовых орудий на нижнем деке и тридцати двух 8-фунтовых орудий, размещавшихся на юте и на верхней батарейной палубе – опердеке. «Гото Предестинация» славилась не только своей боевой мощью, она стала одним из первых произведений русского декоративного искусства в стиле барокко. Резьба на баке и корме, венки на пушечных портах были покрыты позолотой, а ставни портов и фальшборт изнутри окрашивались в огненно-красный цвет, контрастировавший с белыми парусами корабля.

На пороге XVIII в. Пётр I, не довольствуясь строительством судов на мелководных Воронежских верфях, перемещает основную корабельную «мастерскую» на север страны – в Архангельск и на Соломбальские острова. Со временем верфи разрастались. Расширялись парусное, канатное, железное и лесопильное производства, возводились новые, более совершенные стапели. Первыми с соломбальской верфи сошли яхта «Святой Пётр» и корабль «Святой Павел». К кампании 1712 г. соломбальцы построили 50-пушечные суда «Гавриил» и «Рафаил», затем «Архангел Михаил», а в следующем году спустили на воду ещё три боевых линейных корабля. В феврале 1703 г. на берегу реки Свирь начала работу ещё одна крупная верфь, получившая название Олонецкой. О размахе работ на ней можно судить по такому факту: до конца года здесь были заложены 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, галиот и 13 бригантин.

Верфи у Ладожского озера имели, однако, весьма существенное неудобство: слишком уж далеки они были от балтийских вод. После долгих поисков Пётр решает строить новую судоверфь на берегах Невы, и не просто верфь, а Адмиралтейство – верфь-крепость, которая смогла бы защитить молодой город от неприятельских судов. Проект Адмиралтейства был составлен самим царём-судостроителем 5 ноября 1704 года. Пётр I позаботился о том, чтобы это событие не осталось незамеченным для истории. В поденном журнале царь оставил запись: «Ноябрь. В 5-й день, в неделю, заложили Адмиралтейский дом и были во остерии и веселились; длина 200 сажень, ширина 100 сажень».

В октябре 1706 г. стальные воды Невы рассёк корпус первого корабля, созданного на Петербургской верфи, - шнявы «Надежда». Но настоящее строительство крупных военных судов было развёрнуто лишь в 1709 г., после того как вступил в строй эллинг для больших кораблей. А начиная с 1713 г.с верфей Адмиралтейства почти ежегодно сходит по меньшей мере два крупных корабля.

Русские парусные суда, построенные на отечественных верфях под руководством непревзойдённого «обер-сарваера» Ф.М. Скляева, И.М. Головина, Ивана Рамбурга и многих других российских корабелов, ни в чём не уступали иностранным кораблям. По сравнению с ранним флотом Петра периода Азовской кампании балтийские суда имели более высокую корму и возросшую осадку. Благодаря совершенным обводам и пропорциям корпуса, они обладали высокой маневренностью и отменными мореходными качествами. Неудивительно, что из 646 гребных и парусных судов, построенных для Балтийского флота, лишь 35 были приобретены Петром за границей.

Пётр I сам спроектировал и заложил 54-пушечный корабль «открытого моря», получивший имя «Полтава». Длина этого судна составляла 34,6 м, ширина 11,7 м, а осадка 4,6 м. Корабль имел одну закрытую батарею, которая вооружалась 18-фунтовыми орудиями. На верхней открытой батарейной палубе стояли 12- и 3-фунтовые пушки. Над транцем возвышалась кормовая раковина, богатая резьба которой изображала победу над шведским войском под Полтавой. Корабль принимал участие почти во всех кампаниях Балтийского флота во время Северной войны, а в 1713 г., прикрывая русские галеры при штурме Гельсингфорса, был флагманским судном Петра.

Кроме «Полтавы», на главном Адмиралтействе был заложен целый ряд однотипных 60-пушечных линейных кораблей. Наиболее удачным из них, пожалуй, стал «Ингерманланд», построенный талантливым мастером Р. Козенцем по чертежам Петра, - двухдечный корабль, который нёс на борту 64 орудия. Двадцать четыре из них были тяжёлыми 30-фунтовыми пушками. Корабль имел внушительные для того времени размеры: длину 52 м, ширину 14 м, глубину трюма 6 м. Парусное вооружение «Ингерманланда» было усовершенствовано, на его высоких мачтах появились третьи паруса – брамсели.

Усилия русских корабелов не пропали даром. В крупнейшей морской битве Северной войны при Гангуте со стороны русских участвовали уже 18 мощных линейных кораблей, 6 фрегатов и 99 гребных судов. И в честь одержанной Петром победы в 1714 г. со страпелей Адмиралтейства спускается на воду настоящий гигант – 90-пушечный линейный корабль «Гангут». Вершиной судостроительного искусства Петра являлся спроектированный им первый трехдечный 100-пушечный линейный корабль «Пётр I и II», который был заложен в 1723 г. на Санкт-Петербургской верфи. Ко времени кончины царя-судостроителя (1725 г.) русский регулярный боевой флот, объединявший 1104 корабля и малых судна, стал наиболее организованным и самым передовым в мире, превратив Россию в великую морскую державу.