Мятеж на Баунти

Мятеж был быстрым и коварным. Утром 28 апреля 1789 году 25 человек под предводительством первого помощника Флетчера Кристиана захватили Баунти, когда он находился в южной части Тихого океана с целью сбора саженцев хлебного дерева для карибских колоний Великобритании. Мятежники загнали Блая и 18 оставшихся верными ему моряков в одну лодку – 23-фунтовое утлое суденышко с шестью парами весел и маленьким парусом.

Лучший из парусников

В противовес ост-индскому судну с полными обводами в первой половине XIX в. появляется новый тип торгового корабля – клипер. Острая форма его невысокого корпуса, узкого и длинного, огромные паруса плюс некоторое снижение грузовместимости дали поразительный эффект: ни один парусник не мог даже приблизиться к клиперу по быстроте хода (максимальная скорость многих клиперов при попутном ветре достигала 18 – 20 узлов). За это корабль и получил своё название, которое в переводе с английского означает «стригущий верхушки волн».

Парусные суда XVII века

Голландия вышла в океан позже других могущественных держав. Уже была открыта Америка, весь Новый Свет Папа Александр VI разделил между Испанией и Португалией и над заокеанскими землями занесли руку английские и французские монархи, а Голландия, находившаяся под пятой испанцев, всё ещё не имела собственного судостроения. Толчком к его созданию, пожалуй, стал первый крупный бунт нидерландской буржуазии, которую испанские наместники обложили непосильными налогами. В 1567 г.

Новые веяния XVIII века

В XVIII столетии парусные суда достигли определённой степени совершенства, хотя постройка их всё ещё не имела под собой никакой солидной научной базы. Даже такие признанные корабельные мастера, как голландцы, в основном руководствовались своим эмпирическим опытом, а не детально проработанными чертежами. Недаром царь Пётр I, в молодости бывший подмастерье у голландца Класса Поля, быстро разочаровывается в познаниях своего учителя, а затем и вовсе начинает считать голландских судостроителей ремесленниками, полагающимися лишь на природную сметку и верность глаза.

Парусное судостроение в начале XIX века

К началу XIX века во флотах европейских морских держав сохранилось несколько основных типов военных кораблей.

Российское судостроение XVI – середины XVIII веков

В первой половине XVI в. Московское государство начинает борьбу за возвращение своих исконных земель на западе, упорно пробиваясь у морям. В 1572 – 1577 г. войскам Ивана IV (Грозного) удалось освободить от гнева Ливонского ордена русские земли в Прибалтике – но, увы, ненадолго. В то же время Россия, до конца одолев монголов и присоединив к себе Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Ногайскую орду и земли башкир, завладела волжским речным путём с выходом в Каспийское море.

Малые парусные суда

Наряду с трёхмачтовыми кораблями, имевшими полное парусное вооружение, в XVIII в. существовало множество судов небольших размеров с упрощённой парусной оснасткой. Одним из них была шнява, два столетия плававшая в северных морях. Небольшая – до 24 – 26 метров – двухмачтовая шнява несла прямые паруса. Главной особенностью, отличавшей её от множества подобных судов, являлась тонкая трисель-мачта (шняв), стоявшая в деревянном блоке сразу же за грот-мачтой. Гафель новой мачты нёс бизань, которая была так велика, что заполняла весь свободный промежуток до кормы.

Страницы