Фрегат

Военно-морской термин, английского происхождения, введён для обозначения класса военных кораблей, в соответствии с их основным назначением, конструктивным исполнением, мореходными качествами и тактико-техническими элементами. По смысловому значению, изначально возник на сленге английских моряков по ассоциации с названием вида водоплавающей птицы, семейства пеликанов — «Фрегат», способной летать над морем, сопровождая корабли при любой погоде, на большом удалении от берега.

Фрегатом называли однодечный, иногда двухдечный военный трехмачтовый корабль с полным парусным вооружением. Он отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийским вооружением и предназначался для дальней разведки и крейсерской службы, то есть самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях с целью захвата или уничтожения торговых судов противника. Наиболее крупные из них имели на вооружении до 60 пушек, включались в боевую линию и носили название линейных фрегатов.

Парусное вооружение фрегата
Парусное вооружение фрегата

Фрегат отличался от линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийским вооружением и предназначался как для дальней разведки, то есть действий в интересах линейного флота, так и крейсерской службы — самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях с целью защиты торговли или захвата и уничтожения торговых судов противника. В этом смысле фрегаты являются предшественниками крейсеров.

При этом термин «фрегат», в эпоху парусного флота, являлся достаточно условным, как наименование класса кораблей использовался редко. В Британском флоте парусные фрегаты соответствовали кораблям шестого и пятого ранга (линейные корабли — корабли четвёртого ранга и выше).

Шестому рангу соответствовали малые фрегаты, имевшие 25-28 пушек, фрегаты пятого ранга имели до 44 пушек. Важное отличие фрегатов от линейных кораблей — единственная батарейная палуба. Это касается только кораблей шестого ранга; на тяжелых фрегатах пятого ранга орудия, как правило, располагались на двух орудийных палубах (закрытой и открытой). Самое же главное отличие фрегатов от линейных кораблей заключается в назначении — фрегаты, в отличие от линейных кораблей, не были предназначены для ведения боя в линии. Фрегаты использовались в качестве как самостоятельной боевой единицы, так и флагмана небольших эскадр. Фрегаты действовали на морских коммуникациях, контролируя торговые пути, использовались для связи между эскадрами, несли разведку, участвовали в блокаде портов, сопровождали конвои. Фрегаты часто использовались в операциях вдали от основной базы флота поскольку, обладая значительно лучшими чем линейные корабли мореходными качествами, могли эффективнее (быстрее и дешевле) преодолевать большие расстояния.

Штандарт

Страна: 

Северная война уже в начальный период убедила Петра I, что силами одной, даже хорошо подготовленной армии добиться завоевания побережья Балтийского моря невозможно. Решено было начать строительство флота. 24 марта (4 апреля) 1703 года на Олонецкой верфи на реке Свири амстердамский корабельный мастер Выбе Геренс заложил первый российский военный корабль Балтийского флота — фрегат. Его длина 27,5 м, ширина 7,3 м, средняя осадка 2,7 м. Экипаж 120 человек. На закрытом деке, баке и юте корабль нес 28 пушек: 8-, 6- и 3-фунтовые.

Шлиссельбург

Страна: 

«Шлиссельбург». Назван в честь взятия русскими войсками при содействии флота шведской крепости Нотебург (бывший Орешек) 11 октября 1702 г. Переименована Петром I в Шлиссельбург (Ключ-город).

Флигель-де-фам

Страна: 

Заложен 18 октяюря 1703 г. Строитель Ф.С. Салтыков. Спущен 24 сентября 1704 г., вошел в состав Балтийского флота.

Святой Павел

Страна: 

«Святой Павел».1710 г. Участвовал в Северной войне 1700 - 1721 гг. 19 июля 1710 г. в составе отряда вышел из Архангельска, но, потерял во время шторма мачту, 18 августа вернулся. В январе 1711 г. вышел из Архангельска, прибыл в Копенгаген и с августа 1711 г. по август 1712 г. с отрядом крейсировал в Северном море и проливе Скагеррак, захватывая шведские каперы и Транспорты (базировался на Копенгаген). В сентябре 1712 г. пришел в Ригу. В 1713 с флотом крейсировал в Финском зал. преследовал отряд шведских судов, 13—17.10 прикрывал на переходе из Финляндии гребной флот.

Самсон

Страна: 

«Самсон». Заложен 1 Ноября 1710 г. на Саардамской верфи (Голландия). Спущен 10 января 1711 г., вошел в состав балтийского флота. Построен по заказу князя А.Д. Меньшикова и подарен им Петру I в день тезоименитства.

Олифант

Страна: 

В связи с тем, что мощность бортового залпа 28-пушечных фрегатов была недостаточной, в России с 1704 г. началось строительство 32-пушечных фрегатов. По своим размещениям и составу вооружения они оказались наиболее оптимальными и были выбраны Петром 1 в качестве основного ранга фрегатов для Российского флота, что было закреплено «кораблестроительным регламентом». В соответствии с регламентом 1722 г. эти фрегаты должны были нести в закрытой батарее на верхней палубе 6-фн орудия, а по положению 1767 г.